Как оформить наследство на землю в Украине?

Последнее обновление

Сен 08, 2022

Как оформить наследство на земельный участок? Каков порядок оформления наследства на землю в Украине? Как происходит наследование земли в Украине? Эти вопросы возникают у многих наследников и соответственно требуют правильных и своевременных ответов на них.

Для оформления наследственных прав на землю необходимо следовать следующей процедуре.

1. Принятие наследства.

Как известно общий порядок принятия наследства предусматривает подачу соответствующего заявления нотариусу в нотариальном округе по месту последней регистрации умершего наследодателя. Руководствуясь ст. 1270 Гражданского кодекса Украины заявление о вступлении в наследство необходимо подать в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя. Иначе наследник будет считаться не принявшим наследство.

Для отдельных категорий лиц Гражданским кодексом Украины предусмотрено вступление в наследство (его принятие) без подачи заявления. Такое возможно при условии регистрации наследника и наследодателя по одному месту жительства на момент смерти последнего, либо если наследником является малолетнее, несовершеннолетнее, недееспособное или с ограниченной дееспособностью лицо.

С 1 июня 2009 года право оформления наследства получили также и частные нотариусы, поэтому теперь можно выбирать умного и опытного нотариуса, а не умного и опытного государственного нотариуса, как это было ранее. Если дата смерти до 1 июня 2009 года, то обращаться следует только к государственному нотариусу.

2. Предоставление нотариусу документов для подтверждения прав наследника. Для этого предоставляются такие документы:

  • документы, подтверждающие факт смерти наследодателя (свидетельство о смерти из РАГС)
  • документы, подтверждающие право наследника на получение наследства (документы о родстве, о совместном проживании и т.п. в зависимости от очереди наследника)
  • справку о месте регистрации умершего, лицах, которые с ним проживали, и длительности их совместного проживания.

3. Составление нотариусом запросов касательно наследуемого земельного участка.
Для этого нотариусу необходимо предоставить правоустанавливающий документ на землю (сертификат о праве на земельную долю (пай), свидетельство о праве на наследство на земельный участок, государственный акт о праве собственности на земельный участок, договоры о переходе права собственности на землю: купли — продажи, дарения…).

4. Получение на основании письменных запросов нотариуса в территориальном управлении Госземагентства извлечения (вытяга) из Государственного земельного кадастра, выписки (вытяга) из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка.

Если наследуемому земельному участку не присвоен кадастровый номер, то нотариус скорее всего откажется оформлять наследство. Тогда по запросу нотариуса Вам нужно будет получить кадастровый номер на наследуемый земельный участок.

5. Получение у нотариуса Свидетельства о праве на наследство на земельный участок на основании всех указанных выше документов. Также нотариус может выдать Вам извлечение (витяг) из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

С 2013 года регистрация в управлении земельных ресурсов права собственности на земельный участок на основании свидетельства о праве на наследство на земельный участок уже не требуется, поскольку регистрация и возникновение права собственности происходит при выдаче свидетельства и проводится нотариусом.

Указанный выше порядок оформления наследства на землю действует с 1 января 2013 года.
Также обратите внимание, что в определенных случаях при наследовании земли обязательным является проведение независимой экспертной оценки стоимости наследственного имущества в целях его налогообложения. Подробнее о налогообложении наследства можете прочитать в статье «Налог на наследство в Украине».

  • 34
Запишитесь на консультацию для получения юридической помощи